Россия, г. Москва,
Духовской пер., д. 17, стр. 10
Бесплатно по России
Москва
с 9:00 до 21:00
Владивосток
с 9:00 до 21:00 (Мск+7)
Особенности организации железнодорожных грузоперевозок

Особенности организации железнодорожных грузоперевозок

Железнодорожные грузоперевозки получили широкое распространение во всем мире. Рельсовые пути связывают большинство крупных городов и портов на континенте. Они проложены к нефтяным, автомобилестроительным, металлургическим, горнодобывающим и иным производственным объектам тяжелой промышленности. Это позволяет удобно подвозить технику, материалы и сырье, а также вывозить готовую продукцию.

В силу своей специфики организация железнодорожных грузоперевозок имеет множество особенностей:

  • железная дорога является государственной монополией в большинстве стран;
  • перевозка различных видов грузов осуществляется в специальных вагонах — цистернах, платформах, хопперах, полувагонах, думпкарах, рефрижераторах и т. д.;
  • жестко регламентированные правила перевозок;
  • грузоперевозка оформляется специальной железнодорожной накладной;
  • ограниченное количество терминалов для погрузки/выгрузки;
  • состав следует по строго отведенному маршруту и расписанию.

К особенностям организации железнодорожных грузоперевозок также относится применение различных видов транспортировки. Каждый из них обусловлен технической и (или) экономической необходимостью.

Виды железнодорожных грузоперевозок

Большинство перевозчиков по железной дороге выполняют следующую транспортировку:

  • повагонную — отправка груза в отдельном вагоне, на каждую тару составляется своя накладная;
  • контейнерную — доставка грузового отправления на вагонах-платформах в стандартных транспортных контейнерах;
  • мелкую — отправка груза, объем которого занимает часть вагонного пространства и не требует отдельной тары;
  • групповую — перевозка товаров в двух и более вагонах по одной накладной;
  • сборную — доставка грузов разных наименований в адрес одного грузополучателя.

Железнодорожные грузоперевозки также разделяются по типам используемых вагонов.

Правила и порядок организации перевозки грузов по железной дороге

В Российской Федерации к перевозкам грузов железнодорожным транспортом предъявляются особые императивные требования на законодательном уровне. Порядок грузоперевозок предусмотрен многочисленными правилами, утвержденными Приказами Минтранса России. Установленные нормы обязательны для исполнения всеми перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур и иными участниками. Нормативные правовые акты регулируют условия грузоперевозок с учетом их особенностей с целью обеспечения сохранности грузов, безопасности движения и бережного отношения к окружающей среде.

Правила перевозок железнодорожным транспортом предусмотрены для различных категорий грузов (животных, автопоездов, автоприцепов, нефтебитума, контейнеров, скоропортящихся товаров, опасных предметов и веществ) и способов их транспортировки (насыпью и навалом, в открытом подвижном составе, наливом в вагонах-цистернах и т. д.).

Порядок организации грузоперевозки по железной дороге определяется нормативными требованиями к содержанию договоров и транспортных железнодорожных накладных, срокам и условиям хранения грузов, а также особенностями переадресовки перевозимых товаров, изменения станции назначения и (или) грузополучателя, а также другими факторами.

Все вышеперечисленные нюансы необходимо знать и учитывать при выборе способов доставки, составлении транспортных маршрутов и оформлении сопутствующих документов. Эту непростую работу берет на себя логистическая компания, основной задачей которой является организация перевозки грузов по железной дороге от места погрузки до пункта назначения.

В логистике железнодорожный транспорт часто комбинируют с автомобильным, морским, реже – авиационным. Такое сочетание диктуется необходимостью осуществления адресной доставки в места, где отсутствуют рельсовые пути.

Выбор вагонов для поставки

Тип вагона выбирается в зависимости от характеристик перевозимого груза и особенностей погрузочно-разгрузочной инфраструктуры в пунктах отправления и назначения. Для каждого типа товаров предусмотрен свой вагонный парк, а также технологии и правила перевозок. Доставку по железной дороге можно организовать с применением следующей тары:

  • Полувагон — вагон без крыши, предназначенный для перевозки грузов, которые не требуют защиты от воздействия окружающей среды. Открытый верх позволяет полностью механизировать процесс погрузки/разгрузки. Для транспортировки сыпучих грузов полувагон может быть оборудован специальными люками в полу, благодаря которым упрощается выгрузка.
  • Крытый вагон — применяется для транспортировки грузов, которым важна защита от атмосферных осадков. Кузов состоит из рамы с полом, четырех стен и крыши. Для погрузки и выгрузки по бокам предусмотрены двери.
  • Хоппер (англ. hopper — бункер) — особый полувагон трапециевидной формы, который используется для массовых перевозок цемента, щебня, зерна, удобрений и других сыпучих грузов. Может быть открытого и закрытого типа. На крыше второго имеются загрузочные люки.
  • Платформа — открытый вагон-тележка с низкими бортами для транспортировки автомобилей, длинномеров, крупногабаритного оборудования, а также сыпучих грузов, которые не требуют защиты от атмосферных осадков.
  • Цистерна — большая металлическая бочка для перевозки жидких веществ, порошкообразных материалов и сжиженных газов.
  • Контейнерная платформа — разновидность вагона-платформы без бортов для фиксации и перемещения стандартных транспортных контейнеров.
  • Рефрижератор — тип крытого вагона с холодильной установкой. Используется для перевозки продуктов питания и иных грузов, для которых требуется соблюдение особого температурного режима хранения.
  • Платформы для транспортировки леса — оснащены дополнительными стойками и торцевыми стенами, которые предотвращают смещение груза.
  • Думпкар — открытый вагон-самосвал с откидывающимися бортами. Он обеспечивает механизированную разгрузку крупнокусковых и сыпучих грузов.

Каждый из приведенных типов вагонов может отличаться внешним видом и техническими характеристиками: грузоподъемностью, объемом и линейными размерами.

Перевозка опасных грузов

По железной дороге могут перевозиться грузы, отнесенные к категории опасных. Правила таких перевозок утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 5 апреля 1996 года, протокол № 15.

В документе приводится классификация опасных грузов, определен порядок оформления документов, предусмотрены особые требования к их упаковке, приему и погрузке, транспортировке, хранению, выдаче и разгрузке.

Соблюдение правил перевозок опасных грузов по железным дорогам обязательно для всех участников логистической цепочки. От этого зависит безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Преимущества и недостатки железнодорожных грузоперевозок

Неоспоримыми достоинствами перевозки грузов поездом являются:

  • низкая себестоимость;
  • удобство транспортировки больших партий товаров на дальние расстояния;
  • высокая провозная способность подвижного состава;
  • возможность перевозить любые типы грузов, включая особо тяжелые, крупногабаритные и опасные;
  • устойчивые транспортные взаимосвязи между логистическими терминалами;
  • непрерывная круглосуточная работа.

К недостаткам железнодорожных грузоперевозок можно отнести:

  • низкую скорость доставки на малые расстояния;
  • отсутствие конкуренции среди перевозчиков;
  • опасность хищения или повреждения груза;
  • ограниченность маршрутов следования.

Качественная организация грузоперевозок позволяет нивелировать недостатки и задействовать все преимущества железнодорожного транспорта. Компания Frontera Group построит эффективную логистику для вашего бизнеса.

Вас может заинтересовать


Назад в блог