Проблемы морских грузоперевозок
30.06.2022
Судоходство с давних времен является одним из самых распространенных в мире способов перевозки больших объемов грузов на дальние расстояния. Сегодня международные морские грузоперевозки — основа мировой логистики. Они позволяют транспортировать любые виды грузов с одного континента на другой. Ими пользуются поставщики и покупатели товаров по всему миру, для которых скорость доставки имеет второстепенное значение, главное — низкая стоимость.
Несмотря на свою популярность, морские грузоперевозки имеют множество проблем, которые заметно усилились во время пандемии и надвигающегося мирового экономического кризиса.
Участники рынка морских грузоперевозок
В цепочках поставок задействованы три вида участников:
- перевозчики — морские контейнерные линии, владельцы судов и контейнеров, такие как FESCO, MAERSK, APL и другие;
- портовые службы — транспортно-логистические терминалы у берега моря, которые обеспечивают погрузку/разгрузку и складское хранение товаров;
- логистические компании — организации, которые связывают заказчиков, перевозчиков, портовые службы и грузополучателей договорными отношениями, выстраивая транспортные цепочки.
Все одни взаимодействуют друг с другом в одной системе, и проблемы, возникающие в одной группе, порождают сложности в остальных. В основе цепочки находятся перевозчики. Именно от них во многом зависит цены и эффективность грузоперевозок. Наиболее актуальными проблемами международных морских контейнерных линий в последние годы являются следующие:
- Рост цен на топливо. Он влечет за собой увеличение себестоимости перевозок. Чем дороже топливо, тем выше надбавка перевозчика, тем больше цена транспортировки.
- Монопольные сговоры между морскими линиями. Рынок международных контейнерных перевозок поделен между крупными игроками, и они нередко злоупотребляют своим доминирующим положением. Цены выравниваются исходя из интересов перевозчиков, а не благодаря свободному рыночному саморегулированию. Об этой проблеме открыто не говорят, но простой анализ ставок разных транспортных компаний говорит сам за себя.
- Снижение количества перевозчиков. Это происходит из-за поглощения одного конкурента другим или банкротства участников рынка. Такая ситуация снижает конкуренцию и негативно влияет на порядок формирования цен для конечных заказчиков.
- Искусственный дефицит порожних контейнеров и свободных мест на судах. Его специально создают морские линии для увеличения спроса и поднятия цен на услуги перевозки. Он негативно влияет на скорость доставки грузов.
- Перегруженность портовых терминалов — годы пандемии наложили множество ограничений на свободу перемещения грузов. Запреты, дополнительный контроль и нехватка персонала снижают скорость перевалки и таможенного оформления. Из-за этого в портах образуются заторы из судов на море и автотранспорта на суше.
Общие проблемы морского транспорта
Негативное влияние на организацию морских перевозок оказывают следующие факторы:
- Задержки в пути. Чаще всего они вызваны погодными условиями, на которые не может повлиять ни один из участников транспортной цепочки. Непогода может заставить судно простоять дольше положенного или изменить курс движения. Она также негативно влияет на проведение работ в порту. Есть и антропогенные причины: трудности таможенного контроля, плохая стыковка погрузки и разгрузки, ошибки при прокладке маршрутов, аварии на проходных каналах и т. д. Чтобы избежать названных проблем, необходимо тщательно планировать логистику с учетом вероятных внешних факторов.
- Порча или утрата груза. Из-за некачественного крепления контейнеров на судне могут возникнуть серьезные проблемы. Во время шторма море непременно заберет себе все, что плохо закреплено. Решение — повысить контроль качества фиксации груза.
- Правовые проблемы — национальные правила морских перевозок могут расходиться с международными. Это создает дополнительные сложности при разрешении конфликтных ситуаций.
- Длительное оформление документов. Чтобы решить эту проблему, нужно заранее оформить договор, коносамент, страховку и правильно заполнить таможенные декларации.
- Курсовые разницы. Как правило, все участники грузоперевозок являются резидентами разных государств. Это требует приведения расчетов к единой валюте. Портовые службы могут требовать расчета в денежных единицах страны, где они расположены. Обменные курсы могут сильно отличаться от биржевых – это требует дополнительных затрат. Локальная инфляция в долгосрочной перспективе влечет рост цен на услуги портовых операторов.
- Сложность планирования логистики. При прокладке маршрута логист должен учитывать множество условий и факторов. В движении необходимо избегать опасных мест, где судно может быть задержано из-за санкций, захвачено пиратами или обстреляно в ходе вооруженного конфликта. Важно выбирать менее загруженные порты, которые при этом достаточно оснащены, чтобы обслужить перевозимый груз.
Решением большинства вышеназванных проблем занимаются логистические компании, такие как Frontera Group. Они организуют международные морские и смешанные грузоперевозки так, чтобы груз благополучно и в назначенный срок достиг пункта назначения, был передан грузополучателю в целости и сохранности.
- Виды таможенных платежей и сборов
- Типы и габариты контейнеров в международной логистике
- Как правильно выбрать партнера по логистике
- Особенности организации железнодорожных грузоперевозок
- Как эффективно организовать доставку товаров для маркетплейса из Китая