Поставки оборудования в условиях санкций | Блог компании Frontera
Россия, г. Москва,
ул. Мытная, 7, с. 1, "Английский квартал"
Бесплатно по России
8 (499) 715-47-47
с 9:00 до 21:00
Отдел продаж
Поставки оборудования в условиях санкций

Поставки оборудования в условиях санкций

23.11.2022

С конца февраля 2022 года Россия угодила в крепкий экономический капкан. Тотальная изоляция, скорее всего, продлится долго. Санкции вводятся постоянно, а с 6 апреля действует запрет на поставку в РФ промышленного оборудования из стран ЕС и США. Без индустриальной основы невозможно строить экономику, даже двигаясь курсом импортозамещения. Но в арсенале отечественного бизнеса нашлись способы обхода ограничений.

Текущая ситуация с импортом

Доля зарубежных поставок машин, оборудования и аппаратуры в общем импорте товаров составляет порядка 31 %. Львиная доля такой продукции ввозится из ЕС, Южной Кореи, Японии, США и Великобритании. После введения санкций под ограничения попали поставки оборудования, техники и электроники, которые могут использоваться в военной, космической и авиационной промышленности. Кроме этого, пострадала деятельность транспортных компаний, из-за чего нарушилась логистика доставки продукции.

Первой реакцией бизнеса стала попытка переориентации на Восток, однако поиск и подбор подходящих альтернатив занимает время. Кроме этого, далеко не на всю европейскую, японскую или корейскую продукцию можно найти подходящие аналоги в том же Китае или на рынках дружественных стран. Потребность в поставках из ЕС остается, поэтому многие компании пытаются обходить торговую блокаду.

Альтернативная логистика

Российский бизнес быстро адаптировался к текущим условиям. Некоторые перевозчики перерегистрировали свой транспорт в Казахстане. Другие перестроили логистику через сопредельные государства. Это тот же Казахстан, Армения, Турция, Грузия, ОАЭ и т. д. Удлинение маршрутов увеличило сроки и стоимость доставки, однако поставщики решили и эту проблему.

Для минимизации издержек российские компании используют схему косвенного реэкспорта. Она позволяет напрямую завозить товары в РФ из ЕС, минуя третьи страны. Схема реализуется следующим образом. Производитель из ЕС заключает контракт на поставку продукции с компанией-посредником из дружественной для России страны. Но груз сразу отправляется в сторону РФ. По дороге фура заезжает на таможенный склад в одной из прибалтийских стран. Первый контракт заменяется новым — между посредником и конечным получателем в РФ. После этого машина с «перепроданным» грузом и новым пакетом бумаг пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.

Другая схема предполагает «перепродажу» в пути без заезда на склад. Третий вариант — ложный транзит. В этом случае логистика прокладывается так, чтобы фура по пути следования в третью страну пересекла границу РФ. Машина заезжает на таможенный склад, где и осуществляется перепродажа оборудования российскому потребителю.

Сложности обхода

Перечисленные схемы вполне легальные, но их надежность не всегда высока. Например, перевозчик может отказаться от доставки груза. Возникают сложности на границе. Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие у некоторых стран-посредников. Они боятся вторичных санкций, поэтому требуют, чтобы товар, предназначенный для РФ, реально пересекал их границы и проходил таможенное оформление.

Кроме этого, некоторые компании-посредники используют текущую ситуацию в корыстных целях. Например, в несколько раз увеличивают цены на свои услуги для ввоза дефицитных товаров, к которым также относится и оборудование.

Что делать бизнесу

Если из-за введенных санкций и отсутствия обходных путей компания нарушает обязательства по поставке оборудования заказчику, нужно подтвердить невозможность исполнения внутрироссийского контракта. Для этого необходимо предоставить пакет соответствующих документов, подписать соглашение о расторжении договора и вернуть аванс.

Если покупатель отказался разорвать контракт, прекратить исполнение возложенных обязательств можно через суд. Иск следует подкрепить письменным отказом заказчика и бумагами, которые подтверждают невозможность поставки оборудования вследствие форс-мажорных обстоятельств (санкций).


Поделиться:
Вас может заинтересовать

Назад в блог