Что такое параллельный импорт и как работать с Китаем в новых условиях? | информационный блог от компании [Frontera]
Россия, г. Москва,
Духовской пер., д. 17, стр. 10
Бесплатно по России
Москва
с 9:00 до 21:00
Владивосток
с 9:00 до 21:00 (Мск+7)
Что такое параллельный импорт и как работать с Китаем в новых условиях?

Что такое параллельный импорт и как работать с Китаем в новых условиях?

01.09.2022

В 2022 году российским компаниям стало намного труднее заниматься международной торговлей. Беспрецедентные ограничения, с которыми столкнулся отечественный бизнес, коснулись практически всех сфер внешнеэкономической деятельности. В этой статье мы поговорим о том, как приспособиться к изменившимся условиям и как работать с Китаем в это непростое время.

Что можно ввозить в рамках параллельного импорта?

Напомним, что под этой формулировкой скрывается легальный ввоз в страну товаров без разрешения владельца товарного знака. Именно такой механизм должен компенсировать российскому рынку потери, вызванные санкциями и запретом многих производителей поставлять свою продукцию в РФ. Он уже опробован на практике, и можно смело утверждать, что параллельный импорт работает.

Более того, 4 июля 2022 года список торговых марок, которые можно ввозить без разрешения правообладателя, существенно расширили. Если прописан только код ТН ВЭД без указания конкретных брендов, то разрешается параллельный импорт любых товаров, соответствующих данному коду. Поэтому ввозить, например, продукцию Apple без разрешения владельца торговой марки можно без каких-либо ограничений.

Основным требованием таможни при параллельном импорте является оригинальность продукции. Исходя из реального опыта участников ВЭД, на данный момент основные силы таможенных органов направлены на борьбу с контрафактом. Ведь при параллельном импорте под видом оригинального изделия гораздо проще ввезти подделку, чем при традиционных поставках. Поэтому следует быть готовым к более частым таможенным досмотрам и проверкам.

Перед тем как задействовать механизм параллельного импорта, рекомендуем внимательно изучить документы, необходимые для ввоза конкретного товара. Нужно обязательно проверить меры нетарифного регулирования по продукции, чтобы не столкнуться в будущем с патовой ситуацией. Например, юридические лица не могут завозить автомобили по схеме параллельного импорта. Ведь им, в отличие от физических лиц, необходимо предоставить на таможне одобрение типа транспортного средства (ОТТС), а получить данный документ без согласия правообладателя невозможно.

Что с финансовым вопросом?

Помимо ограничений на ввоз некоторых товаров, российский бизнес столкнулся со сложностями и при переводе денег за границу. Прежде всего речь идет об отмене SWIFT. При этом условия денежных переводов очень сильно различаются в зависимости от конкретного банка, страны и валюты. Приведем несколько примеров.

В банке «Тинькофф» существует запрет на SWIFT-платежи для физических лиц. На компании ограничения не распространяются. Но зато есть другой не совсем приятный момент. Все переводы сумм до $ 20 000 выполняются по предварительному согласованию. То есть вашу заявку могут одобрить, а могут и завернуть. Хотя пока с отказами практически никто не сталкивается. Нужно учесть, что запретные меры касаются только долларовых операций. На юани ограничения не распространяются. В то же время в «Тинькофф» действует огромная комиссия на валютные транзакции. Поэтому на переводе можно потерять в среднем от 2 % (в случае доллара) до 11 % (при операциях с юанем).

В «Альфа-Банке» ситуация другая. С апреля 2022 года они не переводят доллары. С юанями работают, но по довольно странной и неопределенной системе. Хотя банк не находится в Китае под санкциями, участники ВЭД периодически сталкиваются с возвратом платежей. При этом причины отказа обычно остаются неизвестными и прячутся за размытой формулировкой «согласно внутренней политике банка». Хотя формально переводы запрещены только для финансовых организаций с головными офисами в странах Запада, даже в государственный китайский Bank of China деньги доходят через раз. С другой стороны, в «Альфа-Банке» один из самых выгодных курсов юаня — всего +0,2 % к биржевому.

Есть ряд банков, через которые вообще невозможно сделать перевод ни долларах, ни в юанях. Поэтому обязательно уточняйте у получателя, были ли у него проблемы с определенным банком. И лучше на данный момент использовать юани, а не другую валюту. Это самый безопасный способ, поскольку никакие санкции к нему не относятся.

Что с рынком грузоперевозок?

Со второй половины марта и практически до начала лета ставки на транспорт в сторону Китая резко сокращались. Например, доставка 40-футового контейнера из Шанхая во Владивосток стоила около $ 9000, что ниже средних цен за 2021 год. Но сейчас ставки понемногу начинают возвращать утраченные позиции.

Остановимся подробнее на каждом из популярных вариантов доставки грузов из Китая:

  • Мультимодальная перевозка (морем до порта на Дальнем Востоке, затем по железной дороге в Москву). Доставка занимает обычно 30–35 дней. Ставки за 20-футовый контейнер находятся в пределах $ 6500, а за 40-футовый — $ 10 000 (по состоянию на конец июля).
  • Прямая ж/д доставка. Здесь заказчики могут столкнуться с задержкой отправки груза. Свободные места на контейнерные поезда выкупаются за несколько недель до даты выхода. Итоговое время в пути составляет от 25 до 35 дней, а стоимость сопоставима с мультимодальной перевозкой (около $10 000 за 40-футовый контейнер по маршруту Шанхай — Забайкальск — Москва).
  • Автодоставка. Здесь наблюдаются довольно высокие цены. Целая еврофура может обойтись в $ 23 000, а сборный груз стоит около $ 1000 за одну палету. Из-за пробок срок доставки сильно варьируется. Машина может идти 40 и даже 50 дней.
  • Авиаперевозка. Ситуация с воздушным транспортом потихоньку стабилизируется. После весенней паники на рынке наблюдается стабильный рост, а цены начинают идти вниз. Сейчас средняя ставка составляет примерно $ 7 за кг.

В этой статье мы рассмотрели особенности работы в новых условиях на примере Китая. С другими странами осуществление внешнеэкономической деятельности может быть совершенно иным. Особенно это относится к западным странам, Японии и Корее. Для ведения бизнеса с ними уже придуманы различные обходные схемы, например ложный реэкспорт или перепродажа в пути.

Вас может заинтересовать


Назад в блог