Как не нарушить санкционные законы при перецепке в Беларуси? | информационный блог от компании [Frontera]
Россия, г. Москва,
Духовской пер., д. 17, стр. 10
Бесплатно по России
Москва
с 9:00 до 21:00
Владивосток
с 9:00 до 21:00 (Мск+7)
Как не нарушить санкционные законы при перецепке в Беларуси?

Как не нарушить санкционные законы при перецепке в Беларуси?

01.09.2022

Политическая обстановка в мире в 2022 году резко изменилась. Она стала оказывать очень мощное влияние почти на все сферы жизни. Не стала исключением и деятельность международных перевозчиков и прочих участников внешнеэкономических процессов.

США, Евросоюз и ряд других стран ввели жесткие ограничения против России и Беларуси, а те, в свою очередь, задействовали ответные контрсанкции. Это создало дополнительные сложности для организации эффективной логистики и нормальной работы транспортных компаний. Заказчикам стало труднее получать свои грузы, но это не значит, что бизнес-процессы были полностью остановлены.

Участники ВЭД в очередной раз проявили поразительную креативность и изобретательность. В качестве примера такой находчивости можно привести уже опробованный на практике абсолютно легальный механизм. Он состоит в том, что перевозчики при выполнении международной доставки стали перецеплять тягачи в Беларуси. Эта схема долгое время казалась ясной и понятной, но теперь в ней начали появляться специфичные моменты, которые не были учтены европейскими логистическими операторами. Речь идет о нарушении санкций Евросоюза при взаимодействии с «Белтаможсервисом». Остановимся на этом чуть подробнее.

Что изменил шестой пакет санкций?

Шестой санкционный пакет ЕС включает, помимо прочего, ограничения против крупнейшего белорусского логистического оператора — государственной компании «Белтаможсервис». Таким образом, любые взаимоотношения европейских грузоперевозчиков с данной госкомпанией объявлены незаконными. В результате перевозчики могут столкнуться с крупными штрафами, привлечением к административной и даже уголовной ответственности. При этом нужно учесть, что Евросоюз настолько быстро принимает все новые и новые санкционные пакеты, что не все транспортные компании успевают сразу адаптироваться и найти способы эффективной работы в постоянно меняющихся условиях.

Давайте попробуем рассмотреть эту ситуацию на практических примерах. Каждый день на территорию Беларуси заезжают сотни транспортных средств из Европы (преимущественно они представляют перевозчиков из стран Балтии и Польши). Там они перецепляют тягачи и обращаются в «Белтаможсервис» за определенными услугами. Например, компания выполняет установку таможенных пломб, которые по белорусскому законодательству обязательно должны быть на каждом транспортном средстве, въезжающем в страну. Такое обращение является формальным основанием для признания перевозчика виновным во взаимодействии с подсанкционной организацией и, соответственно, может стать поводом для наложения штрафов.

Раньше такая угроза тоже присутствовала, но транспортные компании особо не переживали из-за нее. Ведь контролирующие органы практически всегда просто закрывали глаза на подобные нарушения. Но теперь ситуация совершенно другая. Европейские перевозчики стали массово получать предупреждения от надзорных структур Евросоюза.

На первых порах контролеры ограничивались простым уведомлением, что им известно о сотрудничестве транспортной компании с организацией, находящейся в санкционном списке. Теперь появляются свидетельства, что европейские чиновники начали оформлять постановления о привлечении к административной ответственности. Ну а там не за горами и угроза открытия уголовных дел. Но даже и без них приятного в административном наказании очень мало. Ведь штрафы за нарушение санкционного режима в странах ЕС весьма солидные.

Например, в Латвии действует закон о национальных и международных санкциях. Он предусматривает взыскание с нарушителя до 1 000 000 евро. Кроме того, в Уголовном кодексе той же Латвии прописано наказание за нарушение санкционного законодательства Евросоюза в виде лишения свободы сроком до 8 лет. В Польше размер административного штрафа еще выше. Согласно закону о специальных мерах по противостоянию агрессии против Украины и защите национальной безопасности за нарушение санкционных ограничений, наложенных ЕС, предусмотрен штраф до 20 000 000 злотых (это примерно 5 000 000 евро). Уголовный кодекс страны предусматривает за аналогичные правонарушения наказание в виде лишения свободы до 3 лет.

Как избежать таких последствий?

Европейские перевозчики должны соблюдать целый ряд требований. Приведем основные из них:

  • исключить любые прямые юридические взаимоотношения с лицами и организациями, попавшими в санкционные списки;
  • не подписывать никаких договоров или иных документов, которые могут быть подтверждением вступления во взаимоотношения с подсанкционной компанией;
  • не оплачивать финансовые счета за предоставленные услуги, выставленные компанией из санкционных списков, ни в безналичной, ни в наличной форме;
  • проинструктировать водителей и ответственных должностных лиц о последствиях нарушения санкционного законодательства и порядке действий при выявлении подобного нарушения контролирующими органами.

Многие зарубежные транспортные компании ошибочно считают, что учли все риски в сложившихся обстоятельствах. Например, одни из них полагают, что уничтожение письменных договоров и переход на бездокументарную оплату по наличному расчету гарантируют отсутствие проблем с контролерами. Другие используют схему, при которой вопрос оплаты передается партнеру по перецепке, являющемуся резидентом России или Беларуси. С помощью такого незамысловатого приема они рассчитывают запутать контролирующие структуры и наивно полагают, что их обходной маневр невозможно отследить.

На самом же деле такие механизмы нельзя назвать системными. Они влекут за собой как дополнительные расходы, так и достаточно высокие риски. Самым основным подводным камнем в этом вопросе является водитель транспортного средства, ведь именно он представляет ключевой интерес для европейской правоохранительной системы.

Есть ли выход для перевозчиков из сложившейся ситуации?

Да, есть. Но для получения эффективного решения нельзя полагаться на авось, а следует так организовать бизнес-процессы, чтобы у контролирующих органов не было даже физической возможности отследить факт оказания и оплаты услуги компании, на которую наложены ограничения. Помочь в этом вопросе смогут только опытные специалисты в области международной логистики и санкционного права.

Вас может заинтересовать


Назад в блог