Как правильно выбрать партнера по логистике
30.05.2022
В большинстве бизнесов доставка грузов ложится на плечи одного или нескольких логистических партнеров. Но как выбрать компанию, которая точно не подведет даже при пиковой загрузке и обеспечит стабильную поставку товаров без превышения установленного бюджета? Ответ есть: грамотно провести тендер и учесть все нюансы. Какие именно? Сейчас расскажем.
Шаг 1. Выберите платформу и тип тендера
Есть три основных варианта для поиска партнеров по логистике:
- открытый тендер на общедоступных российских платформах (например, BiCo, «Тиконтракт», «Ростендер»);
- закрытый тендер на собственных площадках (можно создать или арендовать);
- мониторинг рынка (когда инициативу проявляют сами поставщики).
У каждого свои особенности, поэтому нужно тщательно соотнести их со спецификой вашего бизнеса. Сделать это поможет небольшой опросник:
- У вашей компании уже есть собственная площадка для тендера?
- Есть ли на примете хорошо зарекомендовавшие себя логистические партнеры (может, собственный рейтинг)?
- Вы хотите сами контролировать поток участников при проведении тендера?
- Низкий бюджет в приоритете, а минимизация транспортных рисков вторична?
- У вас есть необходимые ресурсы для регулярного мониторинга рынка логистики?
Ответы даются в формате «да», «нет», «не знаю». Проверяем:
- Если на первый и/или второй вопросы ответ положительный, а на четвертый — отрицательный, наилучшим вариантом будет закрытый тендер.
- Если в первом и пятом пунктах отрицательный ответ, проводите открытый тендер.
- При положительном ответе на третий вопрос возможен открытый тендер с ограниченным участием (например, с минимальным финансовым порогом для входа компаний). В противном случае (особенно если у вас стоит «да» в четвертом вопросе) можно организовать открытый тендер с неограниченным количеством участников.
- Если на первый вопрос вы поставили «нет», на четвертый и пятый — «нет», на второй и/или третий — «нет»/«не знаю», приоритетным вариантом будет мониторинг рынка.
У тендеров также есть классификация по продолжительности:
- одноступенчатый — партнер выбирается за одну итерацию;
- двухступенчатый — создается топ или шорт-лист лучших компаний-кандидатов, и выбор делается из них.
Суммируем все особенности для удобства в единую систему.
Тип тендера |
Платформа |
Уровень компании-кандидата |
Основная цель |
Закрытый |
Собственная/в аренду |
Крупная |
Найти надежного логистического партнера, а потом в процессе оптимизировать бюджет |
Открытый |
Общедоступная |
Любая |
Рассмотреть максимальное число предложений, чтобы найти лучшую стоимость услуг |
Мониторинг |
Нет |
Любая |
Выбрать лучшее предложение из рейтинга логистических партнеров по соотношению цены и качества |
Рекомендация
Если у вас крупный бизнес с годовым доходом больше 2 млрд рублей и международными связями, удобнее будет работать с FTL-перевозками (доставка с полной загрузкой транспорта), так как оперировать нужно большим объемом регулярных грузов. Тогда сможете сами определять условия доставки, специфику формирования заказов, кратность поставок, порядок оформления документов и другие нюансы. У вас наверняка есть собственные учетные системы, поэтому на интеграцию с логистической компанией не понадобится много ресурсов и сил. Если бизнес средний или малый (от 800 млн до 2 млрд рублей в год), выгоднее LTL-перевозки, когда перевозчик объединяет ваш груз с товарами других отправителей, а вы платите только за место.
Шаг 2. Четко сформулируйте, какие операции и в каком объеме отдаете на аутсорсинг
Учитываются все аспекты: от характера грузов, объемов поставок и хранения в определенный сезон до географии доставки (внутри страны или международная). Это нужно для формирования конкретного задания для будущего логистического оператора. Тогда вы будете иметь четкое представление о том, какая транспортная компания вам нужна, с каким пулом основных и сопутствующих услуг. Если подходящих кандидатов несколько, воспользуйтесь системой ранжирования на базе качественных и количественных показателей. Оцените по 5- или 10-балльной шкале следующие основные параметры:
- соблюдение времени доставки;
- тарифы и индивидуальный подход;
- общую финансовую стабильность;
- наличие дополнительного сервиса;
- уровень экспертизы и опыт на рынке;
- гибкость схем маршрутизации.
Сложите баллы в общую оценку и посмотрите, у какого логистического оператора она лучше. К примеру, если критичным условием для вас является объем поставок, нужен партнер с большим собственным парком транспортных средств. Если речь о постоянных поставках в разные российские регионы или международных грузоперевозках, выбирайте федерального провайдера с широкой маршрутной сетью и консолидационными складами в разных точках мира. Если у вас специфические грузы, которым требуется особый температурный режим, ищите оператора со специальным подвижным составом.
Шаг 3: Учтите все скрытые расходы
Для оптимизации можно выбрать несколько логистических партнеров. И это не такая уж редкая практика, особенно если перевозки международные. Один оказывает складские услуги, другой предоставляет авто-, ж/д, авиа-, водный транспорт, третий — дополнительный сервис. Но тут все упирается в бюджет и организационные возможности, ведь контролировать всю цепочку вам придется самостоятельно. Иногда даже в ручном режиме, потому что интеграция с большим числом фирм — дело сложное и затратное. Посчитайте сразу, до начала отбора кандидатов, насколько для вас выгодно сотрудничать одновременно с несколькими перевозчиками с учетом затрат на неизбежное расширение штата и внеурочные выплаты.
Если после всех подсчетов вы пришли к выводу, что целесообразнее доверить логистику одной фирме с полным набором услуг, то и список кандидатов нужно составлять соответствующий. По сути, это условие поможет как раз отсеять многие транспортные компании, которые, возможно, предварительно попали в рейтинг по другим критериям.
У крупных российских перевозчиков, таких как Frontera Group, контроль и другие логистические процессы автоматизированы, а риски порчи или утраты груза застрахованы, поэтому вы получаете не только высококлассный сервис, но и максимальную защиту. А главное — минимальное участие в процессе: от вас потребуются только изначальные установки (если прошли все вышеуказанные шаги, то буквально все уже под рукой) и конкретная информация о грузе. Все остальное оператор возьмет на себя: от упаковки, подбора транспорта, проработки маршрута и организации погрузки/выгрузки до таможенного оформления на российской и других границах (если речь о международной логистике).
- Виды таможенных платежей и сборов
- Типы и габариты контейнеров в международной логистике
- Проблемы морских грузоперевозок
- Особенности организации железнодорожных грузоперевозок
- Как эффективно организовать доставку товаров для маркетплейса из Китая