Судоходство в российских портах «село на мель»
19.03.2022
Статистика судозаходов резко идет вниз. При этом фрахт увеличивается более чем на 150 % для судов разного типа.
Согласно отчету компании Windward Maritime AIR, которая занимается мониторингом морских перевозок, количество судов, заходивших в российские порты, в начале марта снизилось почти на 40 %. Если быть точным, то в период с 1 по 6 марта число составило 120 в день. Если сравнивать с показателями аналогичного периода в прошлом году, то это чуть больше половины. Вот еще один показательный факт: 7 марта количество свободных кораблей в России в 3 раза превышало аналогичное неделей ранее. При этом 9 марта в море находилось около 90 российских нефтяных танкеров с 65 млн баррелей на борту. А 7 должны в скором времени пристать к берегам США и доставить 5 млн баррелей нефти.
По разным маршрутам в Россию направляются 248 кораблей:
- 149 — под российским флагом;
- 13 — собственность аффилированных с российскими структурами компаний;
- 86 — не связаны с отечественными компаниями.
Заходов в порты меньше — фрахт больше
Как сообщает Clarksons, на фоне уменьшения количества судов из-за санкций США и Европейского союза запредельно растут ставки фрахта:
- на крупнотоннажный танкер VLCC 2015 г. и старше — $ 27,5 тыс. в день (рост на 591 % за неделю);
- на более новые танкеры Suezmax — $ 28 тыс. (285 %);
- на Aframax — $ 41,8 тыс. (157 %);
- на танкеры-продуктовозы — в два раза.
По состоянию на 10 марта также зафиксировано снижение общего количества бункеровочных операций и грузовых перевалок с борта на борт между судами под российским флагом и флагами других государств.
Что касается контейнерных перевозок, то динамика тоже отрицательная, так как крупнейшие судоходные компании в мире (MSC, Maersk, CMA CGM, Hapag-Lloyd, OТУ и др.) приостановили операции с РФ. Их контейнеровозы 1 244 раза швартовались в российских портах за последний год, и это почти треть от общего объема операций с контейнерами для нашей страны.
По данным Всемирного банка и Ocean Freight Visibility, MSC, в общей сложности Maersk CMA должны были в марте перевезти 101 тыс. контейнеров в Россию и из нее. И нарушения этой цепочки поставок, по словам аналитиков, привели к побочному эффекту: теперь порты Финляндии, Латвии, Болгарии и Кипра сильно перегружены. В некоторых фиксируется перегруз уже от 40 до 80 %. Эксперты прогнозируют, что политика санкций против Российской Федерации и Республики Беларусь будет продолжена, а значит, и проблема усугубится. При этом вовлечены будут не только транспортные, но и страховые компании, финансовые институты, классификационные общества и клубы взаимного страхования.
- China Railway Group начала использовать 50-футовые контейнеры, предназначенные для внутренних мультимодальных перевозок
- В 2023 году наблюдается значительный рост двустороннего товарооборота между Россией и Китаем.
- ФТС ожидает роста автомобильных грузоперевозок в этом году в 2,5 раза
- С 1 октября 2023 года в России меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту.
- Крупные контейнерные перевозчики продолжают заказывать новые суда