Как санкции повлияли на российских импортеров
07.08.2018
В новостях постоянно появляются новости из разряда "США ввели новые санкции против Российских компаний", "очередному олигарху запрещен въезд в США", или "как государство будет спасать ту или иную компанию". Но кажется, что все эти новости касаются только крупных игроков, а также отрасли, которые этих игроков обслуживают. В связи с этим давайте рассмотрим, как же санкции и неспокойная обстановка на политической арене сказываются на простой компании - допустим обувной компании, закупающей товары в Китае, или среднего размера торговой сети?
Китай придерживается нейтралитета в отношении споров России с Западом. Казалось бы, для небольшой компании, которая импортирует товары из Китая, глобально ничего поменяться не должно.
Но на деле это оказывается совсем не так.
Итак, какой эффект большая политика оказывает на среднестатистического импортера товаров из Китая?
1. Трудности, связанные с валютными переводами.
Это очевидная проблема, с которой сталкиваются почти все импортеры на сегодняшний день. Если немного углубиться в схему движения денежных средств при валютном переводе, мы увидим следующее. Львиная доля расчетов с китайскими поставщиками, несмотря на набирающие популярность расчеты в юанях, ведется в долларах США. Как известно, при валютном переводе деньги идут не напрямую от банка импортера в банк поставщика, а проходят через корреспондентский банк страны, в валюте которой производится расчет. В связи с этим все платежи в долларах проходят через корреспондентские счета в американских банках. При проведении очередного платежа американский банк должен "проверить", не поступили ли средства от компании, находящейся в санкционном списке (или от аффилированной компании), и имеет право приостановить платеж до выяснения обстоятельств. Страдают от этого абсолютно все российские импортеры - платежи проходят плохо, многие банки рекомендуют переходить на расчеты в юанях. В своей практике мы сталкивались со случаями, когда самые обычные платежи были задержаны более чем на 20 дней.
2. Проблема работы с китайскими банками.
Формально никаких проблем нет. Китай не участвует в санкциях против России, и китайские банки не ограничены в работе с российскими компаниями. Что имеем в реальности?
Многие российские импортеры открывают в российских банках аккредитивы с кредитной линией. Это очень удобный инструмент расчетов с поставщиком, который позволяет получить импортеру товар, за который заплатит иностранный банк, а кредитный риск берет на себя российский банк. Данная форма кредитования импорта весьма распространена, но, к сожалению, российские импортеры потеряли к ней доступ. Дело в том, что китайские банки закрыли кредитные лимиты на банки из РФ, и не готовы принимать от них аккредитивы. И получается очень грустная ситуация - у импортера есть аккредитив от крупного российского банка, но китайские партнеры не готовы его принимать, то есть по сути он становится бесполезен. Импортеру приходится перестраивать систему работы и привлекать деньги в других источниках, а это наносит чувствительный удар по бизнесу, который и так переживает нелегкие времена.
3. Потеря доверия со стороны китайских партнеров.
Если раньше российский импортер считался надежным и хорошим покупателем, и китайские фабрики легко давали отсрочки платежа "под честное слово", то сейчас ситуация очень сильно изменилась.
В нашей практике были даже такие случаи: мы находим нового партнера в Китае и договариваемся с ним о сотрудничестве (в нашей ситуации речь идет о китайских финансовых компаниях, но с поставщиками и производителями товара ситуация аналогичная). Начинаем проходить формальные процедуры.
Пока мы общаемся, выходит очередная "пугающая новость" относительно нарастания напряженности на политической арене. На следующий день наши китайские партнеры, которые в общем-то находятся в стороне от всех этих дел, присылают нам письмо следующего содержания: "в связи с нестабильной политической ситуацией мы не видим возможности начать сотрудничество, так как оно содержит в себе серьезные политические риски. Предлагаем вернуться к данному вопросу через некоторое время".
Китайцы - очень политизированный народ, и все они внимательно следят за новостями, поэтому проявляют аккуратность и стараются обезопасить себя от возможных проблем, которые могут возникнуть с российскими покупателями из-за введения новых санкций.
Описанные выше факторы достаточно сильно влияют на бизнес российских импортеров, в связи с чем можно с уверенностью сказать, что санкции на нас повлияли не только тем, что в магазине не купишь нормального сыра. Выражаясь общепринятыми в мировой торговле терминами, за последние несколько лет в разы выросли кредитные и политические риски на российские компании.
В целом опасения иностранных партнеров полностью оправданны. В сегодняшних реалиях китайские экспортеры не могут позволить себе рисковать получением оплаты от покупателя - маржинальность у них не такая высокая, как 10 лет назад. Поэтому справедливо, что они оценивают свои риски и стараются себя обезопасить.
Для того, чтобы нивелировать негативный эффект, описанный выше, российским импортерам приходится прибегать к дополнительным мерам.
Среди таких мер – регистрация собственных юридических лиц для импорта и накопление «хорошей» истории работы с поставщиками. Если раньше большая часть импорта компаний малого и нижнего сегмента среднего бизнеса осуществлялась на контракты ВЭД-агентов, то теперь же практически каждый наш клиент если не полностью, то частично перевел импорт на собственные контракты. Это решение полностью оправданно, так как дает возможность документарно подтвердить свою репутацию, объемы закупок, срок присутствия на рынке, а также воспользоваться кредитными инструментами для финансирования своих закупок, например, оформить кредитный лимит в ЭКА Sinosure (Китай) или провести факторинговую сделку с участием российских финансовых компаний.
Таким образом мы видим, что международные санкции влияют на всех участников рынка, даже на мелких и средних импортеров, заставляя их учиться обходить искусственно созданные препятствия в дополнение к реальным вызовам бизнеса.
Источник: tks.ru
- China Railway Group начала использовать 50-футовые контейнеры, предназначенные для внутренних мультимодальных перевозок
- В 2023 году наблюдается значительный рост двустороннего товарооборота между Россией и Китаем.
- ФТС ожидает роста автомобильных грузоперевозок в этом году в 2,5 раза
- С 1 октября 2023 года в России меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту.
- Крупные контейнерные перевозчики продолжают заказывать новые суда