Динамика давления: как долго Вашингтон сможет вести санкционную войну на нескольких фронтах
24.09.2018
Экономическое противостояние между Вашингтоном и Пекином вступило в новую фазу: начали действовать американские импортные пошлины на китайскую продукцию. О новых ограничительных мерах в США говорят в отношении Москвы, санкциями угрожают Турции, Ирану и КНДР. Политологи отмечают, что последнее время Белый дом использует санкционный инструментарий при любом удобном случае. Однако даже такое влиятельное государство, как Соединённые Штаты, не сможет годами вести торговую войну на нескольких фронтах, считают эксперты.
Торговая война между США и Китаем набирает обороты — 23 августа Пекин ввёл ответные санкции против американского импорта на сумму $16 млрд. Подпадающие под ограничения товары будут облагаться ввозной пошлиной в размере 25%, об этом сообщает Центральное телевидение КНР. Официально заградительные тарифы вступили в силу в 12:01 по местному времени.
Китайские ответные меры носят вынужденный характер: начали действовать американские импортные пошлины на китайскую продукцию, всего под рестрикции попали 279 товарных наименований. Белый дом за последнее время ввёл ограничения против китайских производителей на сумму $50 млрд. О первой «порции» пошлин на $34 млрд американская администрация объявила в июле.
Эти меры вызвали протест Пекина. Китайские власти не только вводят ответные санкции, но намерены также пожаловаться на американское руководство в ВТО для «защиты свободной торговли и многосторонней системы». Об этом ранее сообщили в китайском Министерстве коммерции.
Системный подход
Китай был объектом нападок со стороны Дональда Трампа ещё до того, как политик занял пост президента США. Во время предвыборной кампании Трамп предлагал поднять ввозные пошлины для китайской продукции до 45%. Он обвинял Пекин в манипуляциях с курсом юаня ради наращивания экспорта в США, торговый дефицит в отношениях с КНР Трамп называл важнейшей проблемой, требующей безотлагательного решения.
К разработке антикитайских санкций администрация Белого дома приступила в августе прошлого года. Вашингтон критикует Пекин не только за «нечестную» с точки зрения США торговую политику, но и за внешнеполитический курс в целом. Так, Дональд Трамп регулярно обвиняет китайскую сторону в том, что она не прилагает усилий для разоружения Пхеньяна.
Одновременно растёт напряжённость в районе Южно-Китайского моря, через которое пролегают крупные торговые пути. Права на расположенные в море Парасельские острова и архипелаг Спратли оспаривают КНР, Вьетнам, Бруней, Малайзия и Филиппины.
Однако в последние годы противостояние развивается по линии Китай — США. Вашингтон не претендует на эти территории, но заявляет, что намерен защищать здесь свои интересы. Обе державы стягивают в этот район военный флот, а Пекин разместил на спорных островах средства ПВО и ракетные комплексы. Ещё до того, как США и Китай сошлись в торговой войне, большинство экспертов предрекали катастрофические последствия противостояния двух крупнейших мировых экономик.
Но в начале текущего года США перешли от угроз к практическим шагам, объявив о повышении пошлин на ввоз в страну 1300 наименований китайских товаров. В первую очередь речь шла о высокотехнологичной продукции. Санкции нанесли сокрушительный удар по одному из лидеров мирового рынка телекоммуникационного оборудования — китайской корпорации ZTE: компания была вынуждена приостановить операционную деятельность.
По мнению доктора экономических наук, профессора кафедры международных экономических отношений РУДН Инны Андроновой, с помощью санкций Трамп пытается выровнять торговый баланс с КНР.
«Белый дом поднимает тарифы на продукцию наиболее уязвимых секторов экономики, чтобы поддержать своих производителей. Но, как известно, политика — концентрированное выражение экономики. В любом конфликте чаще всего переплетены экономические и политические мотивы, отделить одно от другого сложно», — пояснила эксперт в интервью.
Похожей точки зрения придерживается заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. Как отметил эксперт в беседе с RT, экономика и политика — это две стороны одной медали и часто действия политического плана имеют экономическую подоплёку и наоборот.
«Отдельные шаги США в отношении других стран складываются в системный, цельный курс, — пояснил Шаповалов. — Это единая политика, причина которой лежит в экономической плоскости. Трамп пришёл к власти под лозунгом «Сделаем Америку снова великой» и сейчас пытается реализовать эту идею в свойственной американской стороне агрессивной манере».
По словам Шаповалова, накопившиеся в американской экономике проблемы так значительны, что, если ситуация не изменится, доля США в мировом ВВП начнёт сокращаться. Вместе с тем американская сторона вынуждена наблюдать рост неприятных для Соединённых Штатов геополитических тенденций. В Вашингтоне не готовы мириться со снижением своего влияния на фоне экономической экспансии Китая и других азиатских стран, роста политических амбиций региональных держав, таких как Турция и Иран, а также увеличения влияния и международного престижа Москвы.
«Оспорить первенство США»
Хотя Китай и находится в сфере особого внимания американской администрации, Вашингтон наращивает экономическое давление и на другие страны.
Разумеется, в первую очередь речь идёт о России — действующая администрация США продолжает в отношении Москвы политику Барака Обамы. Как заявил 21 августа помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл, Вашингтон намерен и далее усиливать давление на Россию, чтобы вынудить её изменить свою политику.
«Наша политика остаётся неизменной: последовательное навязывание издержек России, пока она не изменит курс», — заявил американский чиновник, добавив, что ключевой целью Вашингтона является «предотвращение доминирования враждебно настроенных держав на евразийском массиве суши».
По словам Митчелла, второй «враждебной» страной, наращивающей идеологические и материальные ресурсы, чтобы «оспорить первенство и лидерство США», является Китай.
В свете подобных заявлений очевидна надуманность поводов, к которым прибегают Штаты для введения новых ограничений, говорят эксперты. Прежде антироссийские санкции вводились Вашингтоном из-за «российской агрессии» на Украине, а последние рестрикции были введены из-за «дела Скрипалей» — притом что никакого внятного и прозрачного расследования инцидента в Солсбери проведено не было. Ещё один предлог для санкций — недоказанное «вмешательство» России в американские выборы 2016 года.
Однако Вашингтон не ограничился мерами против своих давних оппонентов — России и Китая, а также Ирана и КНДР. Администрация Дональда Трампа не стесняется оказывать экономическое давление даже на военно-политических союзников США, если их действия в каком-то аспекте не укладываются в заданные американской стороной рамки.
В прошлом году в США был принят закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA), документ вступил в силу в начале 2018 года и стал универсальным инструментом для оказания жёсткого давления на любые государства. К тому же закон наделяет власти США правом наказывать третьи страны за нарушение американских санкций.
Для сравнения, в 1951 году Конгресс США уже принимал похожий документ — «Закон об оборонной взаимопомощи и контроле», направленный против СССР. Однако тот документ подразумевал в качестве «штрафных» мер за нарушение эмбарго против Москвы только прекращение американской экономической помощи, а не санкции. Впоследствии под влиянием европейских союзников США внесли в документ ряд поправок, которые свели его действие на нет.
«Альтернативные инструменты»
Сегодня Белый дом готов идти на меры более жёсткие, чем даже в годы холодной войны. В частности, Вашингтон уже пообещал ввести санкции против европейских компаний за работу с Ираном, что вызвало большое недовольство в ЕС.
Похожая конфронтация развернулась между США и Турцией — Вашингтон пригрозил ранее Анкаре ввести ограничения за приобретение у России ЗРК С-400.
За последние месяцы отношения между союзниками по НАТО достигли низшей точки. Анкара и Вашингтон обменялись политическими и экономическими санкциями, эксперты даже не исключают в обозримом будущем вывод американского контингента с турецкой авиабазы Инджирлик.
Как заявил накануне представитель турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагим Калин, администрация Трампа пытается развязать «глобальную экономическую войну» при помощи санкций.
«У Турции нет намерения начинать экономическую войну ни с одной из сторон. Однако она не может продолжать молчать, когда осуществляются прямые атаки на её экономику и судебную систему», — заявил Ибрагим Калин.
В отношении Турции американские санкции действительно произвели заметный эффект — в августе курс турецкой национальной валюты по отношению к доллару упал до исторического минимума.
Причины конфронтации в этом случае также лежат в политической плоскости: Вашингтон раздражает независимый курс Анкары на внешнеполитической арене, её сближение с Россией и Ираном, считают эксперты.
Использование экономических санкций для политического давления становится излюбленным приёмом США на международной арене, равно как и наоборот — за политическими заявлениями нередко скрываются мотивы экономического плана, считают эксперты.
Под американскими санкциями находятся страны, не сошедшиеся по каким-то вопросам с американской администрацией, — это, к примеру, Белоруссия, Куба и Мексика, а также Венесуэла, Сирия и т.д. Введение США заградительных пошлин на импорт стали и алюминия ударило практически по всем экспортёрам, включая страны Европы и Японию.
По мнению экспертов, сейчас по инициативе США в мире разгорается масштабная торговая война — подобные прецеденты уже были в истории. Как напомнила в интервью RT Инна Андронова, во время Второй мировой войны все страны старались установить таможенные барьеры, размер которых к концу кампании достигал 70%.
«Мировая торговля тогда почти замерла. Странам ничего не осталось, кроме как приступить к переговорам, по итогам которых была создана Бреттон-Вудская валютная система, а также подписано в 1947 году Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ставшее основой для ВТО», — пояснила Андронова.
Эксперт прогнозирует, что сегодня может сложиться похожая ситуация — пока совершенно неизвестно, какой будет новая формула мировых экономических отношений.
«Ясно также, что, если США продолжат политику санкционного давления, они рано или поздно исчерпают свои возможности — вводить торговые ограничения нельзя до бесконечности, это конечный процесс», — уверена Андронова.
По её мнению, прежде такие противоречия, какие наблюдаются сейчас между США и рядом стран, почти неизбежно выливались в крупные военные конфликты.
«После Второй мировой войны военный инструментарий отошёл на второй план, так как все поняли, как далеко это может завести. Сейчас военные меры применяются только в крайнем случае. Зато активно используются альтернативные инструменты давления — экономический и так называемая «мягкая сила» в информационном пространстве», — пояснила специалист.
Иной точки зрения придерживается Владимир Шаповалов.
«Санкции — это меры первой очереди, но говорить о том, что США отказались от использования военной силы, не приходится. Напротив, Вашингтон только наращивает военный бюджет. Санкции — только элемент общего противостояния», — подвёл итог эксперт.
Источник: russian.rt.com
- China Railway Group начала использовать 50-футовые контейнеры, предназначенные для внутренних мультимодальных перевозок
- В 2023 году наблюдается значительный рост двустороннего товарооборота между Россией и Китаем.
- ФТС ожидает роста автомобильных грузоперевозок в этом году в 2,5 раза
- С 1 октября 2023 года в России меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту.
- Крупные контейнерные перевозчики продолжают заказывать новые суда