Типы и размеры контейнеров
Инструкции при загрузке контейнера
Объемы контейнерных перевозок по всему миру растут год от года. Подобный вид транспортировки незаменим для больших партий груза, а также когда пункты отправки и назначения значительно удалены друг от друга. Без контейнерных перевозок в скором времени не сможет обойтись ни один крупный импортер или экспортер. Однако для многих логистов, особенно без большого опыта, переход на работу с контейнерами очень сложен из-за недостатка самой необходимой информации по этой теме. Разберем характеристики и принципы загрузки контейнеров
Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы:
-
контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная химическая продукция, детали и запчасти и др.);
-
в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные металлы и т. д.);
-
неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).
При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах, подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки):
-
I – негигроскопические;
-
II – гигроскопические в непроницаемой для влаги упаковке;
-
III – гигроскопические кристаллические без непроницаемой для влаги упаковки;
-
IV – гигроскопические с незначительным содержанием влаги;
-
V – растительные грузы, содержащие большое количество влаги;
-
VI – охлаждаемые грузы;
-
VII – выделяющие токсичные или горючие газы (опасные грузы).
Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов.
Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения. Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых, однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.
Контейнер: определение Согласно терминологии, принятой Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, который: 1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта; 2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов; 3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств; 4) имеет постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ
Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см. врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры, однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.
Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров
Тип контейнера |
Назначение |
Характеристики |
|||
Длина, мм |
Ширина, мм |
Высота, мм |
Масса брутто, кг |
||
К3-1,25И |
Для перевозки оконного раскроенного стекла |
1552 |
950 |
1605 |
1250 |
К3-2,5И |
Для временного хранения и порционной выдачи порошковых вяжущих материалов (цемент, гипс и др.) |
2000 |
1800 |
2040 |
2500 |
К3-5И (СК-1-5ТС) |
Для перевозки цемента |
2100 |
1325 |
2400 |
5200 |
КО-3,2И |
Для временного хранения теплоизоляционных материалов (керамзитовый гравий, вспученный перлит, аглопоритовый щебень) |
2065 |
2000 |
1730 |
3200 |
Контейнер- цистерна |
Контейнер для перевозки сульфитно-дрожжевой бражки |
2991 |
2438 |
2438 |
15 000 |
КСММ (А x В) |
Для транспортирования металлорежущих станков и других машин |
Наибольшая 14 200,00 наименьшая 1400 |
Наибольшая 3250 наименьшая 1300 |
Наибольшая 4000 наименьшая 1400 |
67 000 |
КЦМ-5 |
Для перевозки и временного хранения сыпучих материалов (цемента, глинопорошка и др.) |
1400 |
1360 |
1450 |
5000 |
МК-0,5Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
800 |
1500 |
МК-1,0Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
1200 |
2000 |
МК-1,5 Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 1450 |
1200 |
2000 |
МК-3,5Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 1450 |
1400 |
5000 |
МКО-0,50-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 950 |
800 |
1000 |
МКО-1,0С-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 950 |
1200 |
1000 |
МКР-0,5С-1,5 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 900 |
1250 |
1500 |
МКР-1,0М-0,8 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 960 |
1200 |
800 |
МКР-1,0С-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
1200 |
1000 |
МКР-1,0С-1,5 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
1200 |
1500 |
МКР-1,0М-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 960 |
1200 |
1000 |
ПКС 2М-2,85 |
Для перевозки листового оконного стекла |
1810 |
900 |
1560 |
2850 |
ПКС-2,85 |
Для перевозки листового оконного стекла |
1810 |
900 |
1536 |
2850 |
СК-1-3,4 |
Для перевозки неслеживающихся сыпучих грузов |
1380 |
1300 |
1250 (1700) |
3400 |
СК-1-3-6 (7) |
Для перевозки и хранения как сыпучих, так и штучных индустриальных грузов |
2100 |
1325 |
2400 |
6000 (7000) |
СК-1-4У |
Для перевозки гранулированного технического углерода (сажи) |
2100 |
1325 |
2200 |
2000 |
СК-1-5 (7) |
Для перевозки сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды и др.) |
2100 |
1325 |
2400 |
5000 (7000) |
СК-2-10 (12,5) |
Для перевозки концентратов руд цветных металлов |
Диаметр верхнего основания 2362 |
Диаметр нижнего основания 1882 |
Высота с крышкой 1871 |
12 500 |
СК-2-5 |
Для перевозки и кратковременного хранения концентратов руд цветных металлов |
Диаметр верхний 1494 |
Диаметр нижний 1080 |
1905 |
5000 |
СК-3-1,5 и СК-3-1,5 М |
Для перевозки индустриальных штучных грузов, мелкокусковых и сыпучих материалов |
1356 |
1320 |
1242 |
5000 |
СК-3-2,5Д |
Для перевозки двигателей внутреннего сгорания типа В2, Д6, Д12, «Воля» |
1325 |
2100 |
1420 |
2500 |
СК-3-20М |
Для перевозки отвержденных низко- и среднеактивных радиационных отходов АЭС |
6058 |
2438 |
2438 |
24 000 |
СК-3-3,4ВН |
Для перевозки и временного хранения втулок буровых насосов У8-6М |
1460 |
1276 |
874 |
3400 |
СК-3ВМ-1Д (1ДД) |
Контейнер закрытый для взрывчатых материалов и штучных грузов |
2991 |
2438 |
2438 (2591) |
12 500 |
СК-3-30Д |
Контейнер открытый сверху для перевозки слитков файнштейна |
2991 |
2438 |
2438 |
30 000 |
СК-3-5М |
Контейнер закрытый для перевозки и временного хранения индустриальных штучных грузов, в т. ч. промышленных взрывчатых веществ (в таре и упаковке) |
2100 |
1325 |
2400 |
6000 |
СК-5-5 |
Для перевозки и кратковременного хранения свежих овощей |
2650 |
2100 |
2400 |
5000 |
СК-6-10А |
Для перевозки нефтебитума |
2650 |
2100 |
1920 |
10 000 |
СК-6-1ДХ-12 |
Для перевозки нефтебитума |
2991 |
2438 |
1890 |
12 000 |
СК-8-3 |
Для перевозки листового стекла |
2100 |
894 |
2004 |
3000 |
СК-8-3 ЗС |
Для перевозки закаленного стекла |
1800 |
840 |
1600 |
3000 |
СК-8-5 |
Для перевозки листового стекла |
2640 |
984 |
2192 |
5000 |
СКД-5,0-2,6-2 (К12, К19, К20) |
Для перевозки и временного хранения труб, цветного проката и других длинномерных грузов длиной до 12 м |
9400 |
1300 |
695 |
5000 |
СКО-3-1 АХ |
Контейнер со съемной крышей (или съемным тентом) для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов |
6058 |
2438 |
1295 |
24 000 |
СКО-3-1Д |
Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов |
2991 |
2438 |
2438 |
30 000 |
СКО-3-1 СС |
Контейнер со съемной крышей для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов |
6058 |
2438 |
2591 |
24 000 |
СКП-1-СС |
Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных, крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов |
6058 |
2438 |
2591 |
24 000 |
СКЦ-1-20 |
Контейнер-цистерна для бестарной перевозки (насыпью) цемента |
6058 |
2438 |
2438 |
20 320 |
СПЦ-4-1,25 |
Контейнер-цистерна для перевозки хладагентов 113 и 114 В2 и других мелкопартионных жидких грузов |
1200 |
970 |
1040 |
1250 |
СКЦ-4-1,25 (1,5) |
Контейнер-цистерна для перевозки агрессивных жидкостей (кроме соляной и азотной концентриро-ванной кислот) |
1250 (1500) |
1040 |
1605 диаметр цистерны 1020 |
1250 (1500) |
СКЦ-6-5Т |
Контейнер-цистерна для кратковременного хранения нефтемасел |
2100 |
1325 |
2400 |
5000 |
Технический комитет ISO принял специальные рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Это вызвано прежде всего технологической необходимостью, поскольку движение контейнеров в международном сообщении требует единых подходов в части оснащения терминалов и для реализации возможности использования разных видов транспорта.
Следует отметить, что в отечественной практике зачастую используется несколько устаревшая терминология по отношению к контейнерам: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Однако в современном языке международных перевозчиков распространены другие термины – те, которые уже содержат в себе данные о размере контейнеров, например: «20-футовые».
На международных транспортных коридорах используются контейнеры, соответствующие требованиям ISO. Согласно рекомендациям, высота и ширина контейнеров должна быть одинаковой – 2438 мм (8 футов). Длина зависит от вида контейнера. Для 40-футового контейнера она должна составлять 12 192 мм, для 30-футового – 9125 мм, для 20-футового – 6058 мм и 2991 мм. В основном используются контейнеры серии 1 ISO, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм – 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896–1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм – 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.
Кроме внешних размеров контейнера, большое значение имеют внутренние габариты, величина дверного проема, размер и расположение угловых фитингов для застопорки при подъеме, а также способ крепления к подвижному составу и скрепления (стыкования) с другими контейнерами. В этих и других вопросах необходимо руководствоваться рекомендациями ISO/TC – 104. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики выпускаемых контейнеров (по стандартам ГОСТ и ISO).
Таблица 2. Технические характеристики контейнеров
Контейнеры |
Технические характеристики |
||||||
Тип контей-нера по ГОСТ 18477-79 |
Тип контей-нера по ISO-668 |
Масса брутто, т |
Длина контей-нера, мм |
Ширина контей-нера, мм |
Высота контей-нера, мм |
Внут-реннийобъем, м3 |
|
Малотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных перевозок и в крытых вагонах |
АУК-0,625АУК-1,25 |
– – |
0,625 1,25 |
1150 1800 |
1000 1050 |
1700 2000 |
1,47 3 |
Среднетоннажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорожно- водных перевозок |
УУК-2,5 (3) УУК-5 |
3 С 3 А |
2,5 (3,0) 5 |
2100 2650 |
1325 2100 |
2400 2400 |
5,07 10,23 |
Крупнотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорожно-водных перевозок |
УУК-10 УУК-20 УУК-30 |
1 D 1 A 1 C |
10 20 30 |
2991 6058 12 192 |
2438 2438 2438 |
2438 2438 2438 |
14,4 29,85 63 |
Контейнеры характеризуются рядом показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто и брутто по формулам:
Qкн = Vк · γ · С;
Qкб = Qкн · Gтк;
где: Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3;
γ – объемная масса груза, т/м3;
С – коэффициент наполнения, или плотность укладки груза;
Gтк – масса тары контейнера, т.
Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации рабочий парк контейнеров, размер которого определяется по следующей формуле.
Кэкс = Qк · Ак/D · Qкн;
где: Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;
Ак – оборот контейнера, сут.;
D – число дней в планируемый период, сут.;
Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т.
КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЖД
Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Основные типы контейнеров
В международных перевозках используются следующие типы контейнеров:
1. Контейнеры универсальные. Это общий термин, который применим для любого типа контейнеров, изначально не предназначенных для перевозки особых видов грузов, например, требующих поддержания особой температурной среды; жидких грузов или сжиженного газа; сухих сыпучих грузов; легковых автомобилей; скота и др. Универсальные контейнеры подразделяются на виды:
2. Контейнеры для специальных грузов. Это общий термин, обозначающий контейнеры специальной конструкции, предназначенные для перевозки грузов особых категорий. Они подразделяются на следующие виды: 1)
|
Транспортно-экспедиционное обслуживание на железных дорогах стандартизировано (ГОСТ Р 51133-98). Для организации железнодорожных контейнерных перевозок необходимо знать, что они различаются по видам отправки. Повагонная отправка предполагает, что груз предъявляется по одной накладной и для его перевозки (по объему или роду груза) нужен отдельный вагон. Контейнерной называют отправку, для которой требуется один контейнер. Отправка в 20-футовом или в 40-футовом контейнере считается контейнерной – крупнотоннажной. Мелкой считается отправка, при которой груз, предъявляемый по одной накладной, не превышает общей массы 10 т и не требует для перевозки (по объему или роду груза) отдельного вагона.
Правила перевозок предусматривают также следующие виды отправок:
-
малотоннажные – от 10 до 20 т, занимающие не более половины четырехосного вагона;
-
групповые – из нескольких вагонов;
-
маршрутные – с числом вагонов, соответствующим весовой норме маршрутного поезда (не менее 50 вагонов).
Железные дороги часто объединяют разрозненные партии грузов разных грузовладельцев в сборные отправки: повагонные, групповые и маршрутные.
Согласно статье 20 Устава, перевозчик уведомляет грузоотправителей о времени подачи вагонов и контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до подачи. Он же определяет техническую пригодность подаваемых вагонов (контейнеров). Перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны (контейнеры): 1) исправные; 2) очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов (в необходимых случаях промытые и продезинфицированные); 3) годные для перевозки конкретных грузов; 4) со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением тех случаев, когда эти приспособления несъемные).
Загрузка контейнеров
Размещение и крепление грузов в вагонах (контейнерах) производится в соответствии с:
|
Перевозчик подготавливает принадлежащие ему контейнеры под погрузку своими силами. Либо это может делать грузоотправитель, но также за счет перевозчика – в зависимости от заключенного между ними договора. А подготовку контейнеров, не принадлежащих перевозчику, должен проводить грузоотправитель. Либо это делает перевозчик за счет грузоотправителя – также в зависимости от условий договора.
Перед наливом цистерн грузоотправитель проверяет техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность вагонов и контейнеров в коммерческом отношении (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах и т. д.) для перевозки указанного груза может определяться как грузоотправителями, так и перевозчиком – в зависимости от условий. Так, пригодность вагонов определяет тот, кто обеспечивает погрузку, а пригодность контейнеров – всегда грузополучатель.
Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов (контейнеров) исправные. При этом вагоны, признанные непригодными, исключаются из числа поданных и плата за пользование ими не взимается.
Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то ответственность за несохранность груза несет не перевозчик, а грузоотправитель.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ
Процесс укладки груза необходимо контролировать, руководствуясь определенными правилами. Опишем их.
При размещении груза в контейнерах должны быть учтены его свойства в соответствии с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192 и знаками опасности по ГОСТ 19433, а также свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей контейнеров. При укладке грузов в непрочной таре должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение груза (применение соответствующих прокладок, сепарации и т. п.).
В один контейнер можно укладывать только те грузы, которые совместимы по своим физико-химическим свойствам. При загрузке контейнера грузами разной массы и в различной таре грузы большей массы или в жесткой таре необходимо укладывать в нижние ярусы, грузы меньшей массы или в непрочной (фанерной, картонной и т. п.) таре – в верхние ярусы.
Грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно. Не допускается укладка груза в обрешетке вместе с картонными коробками или мешками. При загрузке в контейнеры оборудования без тары или металлических изделий, не подлежащих штабелированию, нельзя устанавливать их друг на друга.
Размещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов, заполняющих контейнер неполностью, производится с учетом допустимых нагрузок, обеспечения оптимальных условий крепления грузовых мест и заданного положения центра тяжести контейнера. Грузы, имеющие острые углы или выступы, следует укладывать отдельно с применением прокладочных материалов, способных защитить другой груз от повреждения.
Грузы, выделяющие влагу или чувствительные к ее воздействию, следует сепарировать мешковиной. Можно также вложить в контейнер влагопоглощающий материал (например, силикагель) либо покрыть внутренние поверхности контейнера специальной влагопоглощающей бумагой типа «нон свит». Жидкий груз в таре следует укладывать в нижний ярус. Если поверх него можно положить другие грузы, то в любом случае их необходимо сепарировать досками толщиной не менее 20 мм или листами фанеры.
Загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами. А укладку грузовых мест совершать в несколько ярусов – так, чтобы каждый последующий ярус груза придавал устойчивость предыдущему.
Важно заполнять специальными прокладочными материалами свободное пространство («просвет») между грузом и стенами контейнера для предотвращения трения, ударов и т. д. Для обеспечения циркуляции воздуха внутри контейнера грузы, выделяющие влагу, следует укладывать на поддоны, деревянные решетки и другие прокладки из упаковочного материала.
Не допускается использование одного вида груза в качестве заполнителя пустот для другого. Грузы в контейнере должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения грузовых мест в процессе перегрузки или транспортирования любым видом транспорта.
Для крепления груза в контейнере могут быть использованы следующие материалы: щиты деревянные, прокладки из толстолистовой фанеры, полимеры с пористой структурой типа пенопласта, надувные оболочки, мешки с отходами волокон, древесной стружкой или опилками, гофрированный картон, ленты текстильные и металлические, сеть из растительных и синтетических канатов, доски, брусья, клинья и др.
Для того чтобы грузы внутри контейнера не смещались, следует использовать прокладочный материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, рубероид и др. Если грузы размещаются с зазорами, то у каждого поперечного ряда грузов вдоль зазора следует устанавливать стойки, скрепляя их между собой для устойчивости.
Одно или несколько грузовых мест, расположенных посередине контейнера, следует крепить с обеих сторон распорками с упором их в боковые стенки и пол. В местах упора распорок необходимо подкладывать брусья, доски, щиты и т. п.
Легкобьющиеся, хрупкие грузы следует крепить с помощью сеток или лент из растительных и синтетических материалов. Крепление груза со стороны двери контейнера является обязательным, если расстояние от груза до нее превышает 100 мм. При этом нагрузка должна передаваться на угловые стойки контейнера, а не на дверь. При использовании устройств для крепления груза нельзя превышать их расчетную нагрузку, которая составляет 1000 кгс – для устройств, расположенных на полу, и 500 кгс – для всех остальных. Не допускается крепление груза к деревянному полу контейнера с помощью гвоздей.
Если контейнер следует в страну, в которой действуют карантинные правила в отношении обработки лесоматериалов, необходимо принять меры для того, чтобы вся древесина в контейнере, упаковочных материалах и грузе соответствовала этим правилам. В подтверждение необходимо вложить или прикрепить на видном месте в контейнере копию свидетельства об обработке древесных материалов.
Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза. Перечень и условия перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливаются Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Необходимо обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру контейнера. При загрузке следует учитывать предельную грузоподъемность контейнера и трейлера и никогда их не перегружать. Масса груза в контейнере определяется разностью между номинальной массой брутто и массой его тары, указанными на трафарете. Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, загружаемого в среднетоннажный контейнер – 1000 кг.
После загрузки необходимо закрыть двери контейнера, закрепить ручку дверного запора специальными устройствами или проволокой; наложить пломбу установленного образца в порядке, предусмотренном Правилами. В зависимости от характера товара погрузочные инструкции могут меняться.
Стоит подчеркнуть, что после прибытия в пункт назначения груженые контейнеры сдаются только после наружного осмотра и определения соответствия пломбе отправителя.
Назад к Консультации