Анатолий Широков: Свободный порт Владивосток стал одним из эффективных инструментов развития ДФО
23.07.2018
Режим Свободного порта за три года своего существования показал эффективность в привлечении инвестиций и стал одним из основных инструментов развития Дальнего Востока. Такое мнение высказал член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель Магаданской области Анатолий Широков
«В условиях, когда Дальний Восток стал приоритетом развития России на текущее столетие, этот правовой режим занял достойное место среди других инструментов развития макрорегиона. Изначально в территорию СПВ вошли обширные из состава территории Приморского края. Теперь это 22 муниципалитета из 5 субъектов Дальневосточного федерального округа. Сегодня это 802 резидента, инвестирующих в развитие 439973 млн рублей, создающих в регионах от Приморья до Чукотки почти 49 тыс. рабочих мест. Практически все дальневосточные порты сегодня пользуются этим мощным инструментом», – отметил Анатолий Широков.
Как напомнил парламентарий, после поручения, сформулированного Президентом России В.В. Путина в Послании Федеральному собранию 2014 года, напряженной работы более 700 экспертов, дискуссий в Государственной Думе и Совете Федерации в июле 2015 года стал реальностью федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Вместе с тем опыт использования режима порто-франко Дальнему Востоку знаком еще с XIX в., когда с 1828 года на Камчатке был установлен десятилетний период беспошлинной торговли иностранными товарами. Отдаленность Дальнего Востока, практическое отсутствие развитых транспортных связей с Европой предопределили затем использование похожего режима на территориях Приамурского генерал-губернаторства и в Забайкалье.
«С льготным режимом свободного порта все больше увязывается действие механизма электронной визы, с помощью которой дальневосточные земли уже посетили более 16,5 тыс. иностранных граждан, некоторые из которых, уверен, вернутся к нам уже инвесторами», – подчеркнул Анатолий Широков.
Тем не менее, как считает сенатор, уже сложившаяся успешная практика действия закона «О свободном порте Владивосток» ставит перед законодателями новые задачи.
«Конкурентноспособность российских портов Дальнего Востока на рынках АТР сдерживают недостатки портовой инфраструктуры и нехватка высококвалифицированных рабочих кадров. Есть проблемы в организации круизного туризма. Значительный набор преференций Свободного порта не очень удобен для малого бизнеса или предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, либо работающих по патенту. А эти предприятия могли бы значительно повлиять на развитие территорий СПВ. Одновременно, явно недостаточно вопросы развития СПВ отражены в государственной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Но это, уверен, своеобразные «болезни роста», которые могут и должны быть преодолены уже в ближайшее время, поскольку именно этого требуют насущные интересы не только Дальнего Востока, но и всей нашей страны в целом», – пояснил он.
Напомним, 13 июля 2015 года был опубликован федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Спустя три года статус резидента СПВ присвоен 802 инвесторам, проекты которых в сумме составляют около 440 млрд рублей. Большая часть соглашений о ведении инвестиционной деятельности в СПВ, подписанных АО «Корпорация развития Дальнего Востока» с резидентами, подразумевает создание новых производств в черте Владивостокского городского округа (666 проектов), на втором месте – Петропавловск-Камчатский городской округ (98 проектов). Остальные соглашения приходятся на Хабаровский край, Сахалинскую область и Чукотский автономный округ. Подтвержденные инвестиционные проекты позволят создать порядка 49 000 новых рабочих мест.
- Импорт России товаров из стран дальнего зарубежья в ноябре 2016 года
- Таможенная сфера России: электронное декларирование с января по декабрь 2016 года – 99,96%
- С 1 января ЭРА-ГЛОНАСС заблокирует импорт подержанных иномарок
- Приморский бизнес верит в ТОРы и порто-франко
- Что привезти из Китая? Актуальные темы для бизнеса